«Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольников» Воспитатель подготовительной группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида Тимофеева Валентины Васильевны
К чему самостоятельно мастерить из бумаги, бросового или материала? Ведь в магазинах богатый выбор самых разных игрушек на любой вкус. Всем эти игрушки хороши – и качественные, и яркие, и веселые. Одна беда – сделаны они не нашими руками, а чужими дядями и тетями. Это они старались, фантазировали, придумывали, и покупателям достаются в готовом виде. Может это и хорошо, не надо тратить собственные силы, чтобы сделать какую-нибудь игрушку, поделку. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, кода подрастешь?
Одни из первых слов, которые произносит ребенок, - «Я сам!». Ему все хочется делать самому. Но это не так просто! Шнурки выползают из пальцев, намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки. Что покорить себе вещи, необходимо потрудиться.
Наша цель – научить ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждение к творчеству и самостоятельности.
Работа по шитью, вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей.
Умелые руки и фантазия творят чудеса.
У нас разработан цикл занятий с детьми подготовительной группы по ручному труду. В перечень занятий вошли работы с тканью, нитками, иголкой, бисером, пуговицами.
При работе с тканью и нитками дети узнают, что они бывают разного качества, прочности, толщины. В процессе этих занятий у детей развиваются творческие способности: вкус, чувство цвета, выбор художественного образа; открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активируют детскую мысль. Из ткани можно сделать куклу, птичку и другие игрушки. А можно выполнить аппликацию. Нитками можно вышивать, зашивать, пришивать, подшивать, а можно выполнить рисунок – изонить, так называется этот вид деятельности.
Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно, да и фантазии есть, где разгуляться (поздравительная открытка, закладка, панно), но требует от ребенка ловких действий, рука приобретает уверенность, точность. Формируются такие качества как настойчивость, умение доводить до конца начатое дело, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребенка.
Работая с пуговицами, ребенок приобретает навыки в координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, знакомиться с формой, цветом, фактурой.
Таким образом, можно сделать вывод, что ручной труд способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, развитию образного и пространственного мышления, а эти навыки в жизни пригодятся.
|