Наш детский сад 15 лет ведет творческую работу по ручному художественному труду детей. Более 10 лет проводит ШППО для воспитателей района по этой теме. За это время мы показали занятия с детьми по изготовлению поделок:
•из природного материала: глины, соломки, яичной скорлупы;
•бисероплетение и составление картин из бисера;
•изготовление изделия из соленого теста
•использование в работе различных видов круп;
За последние 5 лет на ШППО провели занятия:
•«Сладкоежки нашего города» (составление картин из конфетных фантиков)
•Бросовый материал (использование пластиковых бутылок )
•«История, которую рассказала пуговичка» (коллективная аппликация с использованием пуговиц)
•«История бумаги» (использование схем при изготовлении поделок - оригами)
•«Время и мы» (изготовление часов из цветного песка)
У нас работают замечательные воспитатели – энтузиасты своего дела. У каждого воспитателя есть свои предпочтения в работе по ручному труду. Так Черняк Т.В. обучает детей вязанию, вышивке, основам ткачества, Никина Ю.В. с увлечением работает с использованием нетрадиционной техники, Дубанова Л.М. со второй младшей группы обучает детей технике оригами, Шмакова М.В. любит работать с природным материалом, Тимофеева В.В. предпочитает бумажную пластику, так же она ведет кружок Юного шахматиста. Все дети подготовительной группы умеют и любят играть в шахматы.
Работа по ручному художественному творчеству – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага, соломка, песок и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру ... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети определяют, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; камни гладкие, тяжелые, холодные и т.д.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.
В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что:
•в начале обучения ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления – потом выполняют поделку с помощью воспитателя
•затем после усвоения этого процесса задания усложняются: детям показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать и предлагают попробовать самостоятельно изготовить игрушку;
•и, наконец, они без предварительного анализа ребята изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
С детьми 3-5-летнего возраста лучше не проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще несовершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу. Самостоятельно работать дети могут с 6-7 лет.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Индивидуальный труд способствует развитию воображения, фантазии, помогает выразить ребенку свое видение мира, цветовое восприятие, воплотить свои фантазии в поделке, игрушке. Воображение развивается не только в процессе изготовления, но и в процессе придумывания названия картине или поделки.
Таким образом, ручной художественный труд не только развивает мелкую моторику, координацию движения, внимание и мышление, но и способствует развитию творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста.
Своим опытом, знаниями, новыми идеями мы ежегодно делимся с коллегами на ШППО, проводимых в детском саду.
|