«Реализация задач нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста по художественному труду » воспитатель второй квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада №35 комбинированного вида Карпова Наталья Владимировна
Вопросы нравственно-патриотического воспитания входят в содержание образовательной области «Социализация» и включают в себя такие понятия, как формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Таким образом, целью нравственно-патриотического воспитания в детском саду становится: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв Поставленная цель определяет следующие задачи: - Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
- Расширение представлений о России, как о родной стране, об Одинцово, как о родном городе.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Нравственно-патриотическое воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активности самих детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
В младшем дошкольном возрасте самое главное, воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;познакомит с понятием «семья»; закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
Нравственно-патриотическое развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей. Высокие результаты в нравственном воспитании детей можно наблюдать в тех случаях, когда родители знают «Программу воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к советам воспитателей, а последние изучают лучший опыт семейного воспитания, условия жизни в семье.
Поэтому теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки.
В нашем детском саду стало уже традицией проводить праздник, посвященный «Дню матери». Мы с детьми провели в группе выставку « Моя Мама и я», где сделали в подарок мамам варежки, шапочки и сапожки. На чаепитии к этому дню мы приготовили игру для детишек и их мам «Наряди маму и ребенка».
На протяжении всего года мы воспитываем в детях желание радовать родителей подарками, сделанными своими руками, формируя в детях любовь к родным, желание доставлять им радость. К Новому году мы с детьми мастерили свечки для праздничного стола из мандаринов и гвоздики. Сейчас мы готовимся к выставке «Транспорт», делаем подарки для пап - это поделки из глины: машина, вертолет, самолет. К 8 марта для наших мам и бабушек мы будем делать цветы в горшочках.
Уже в раннем возрасте мы учим детей передавать свое отношение к окружающей жизни. Поэтому важно отобразить такое содержание, которое бы вызывало положительные эмоции у детей. Применение приемов мотивации помощи, отзывчивости, желания доставить радость близким, любимым игрушкам помогает решать задачи патриотического воспитания с детьми первой младшей группы.
Так, в совместной деятельности с детьми лепкой, мы не просто ставим задачу слепить лепешку, колбаску или комочек, а приготовить угощения для мам, кукол, зверушек. И что бы не слепил ребенок, я оказываю должное внимание результатам его усилий. Я поощряю малыша, ставлю его работу рядом со всеми. Это внимание радует ребят. И когда в группу приходят родители, они рассказывают им, что они лепили или рисовали, показывают, что у них получилось. Среди родителей мы проводим консультации по формированию у детей отзывчивости, доброжелательности, любви к родителям. Объясняем родителям, что нельзя даже неудачно слепленные фигурки или плохие рисунки уничтожать - это разочаровывает ребенка, вызывает обиду, и у малыша может вообще пропасть интерес к лепке, рисованию, уважение к взрослому. Итак, используя различные виды деятельности детей я решаю все задачи нравственно-патриотического развития детей моей группы, создаю основу для дальнейшего углубления добрых чувств к взрослым и сверстникам, расширяю представление об окружающем мире, формирую навыки поведения и взаимоотношений между детьми.
Одинцово 2013 год
|