Вторник, 23.04.2024, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Обмен опытом [13]
Конспекты [18]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кароке для детей
 

Культурное наследи
 

Полезные ссылки
  • МБДОУ детский сад №79 комбинированного вида
  • Министерство образования Московской области
  • Портал образования Одинцовского района
  • Добродел. Портал правительства Московской области
  • Российское образование
  • Методические разработки. Сайт для работников дошкольного образования
  • Дет-Сад (методики, наглядный материал)
  • Портал для родителей
  • Издательский дом "Первое сентября"
  • Педагогическая библиотека
  • Журнал "Дошкольное образование"
  • Детский портал "Солнышко"
  • МААМ. Международный образовательный портал
  • Друзья сайта
  • Одинцовский детский сад № 79 "Татьянка"
  • Караоке. Пойте вместе с детьми.
  • Музыкальный сад
  • Дизайн и графика. Оформление детского сада, всё для детского сада, родительский уголок, папки передвижки и многое другое.
  • САЙТ "ПОЭЗИЯ ТЕРЕНТIЯ ТРАВНIКА"
  • Культурное наследие России"

  • Главная » Статьи » Методическая копилка » Обмен опытом

    Развитие речи у детей, как средство и процесс общения в разных видах деятельности.
    Сообщение на педсовете.
     
    Тема: «Развитие речи у детей, как средство и процесс общения в разных видах деятельности».
    (из опыта работы)
     
    Воспитатель: Черняк Т.В.
     
    Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

    Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в  которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

    Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.
     
    Основные задачи, которые использую в работе:

    ·  Развитие связной речи
    ·  Развитие лексической стороны речи
    ·  Формирование грамматического строя речи
    ·  Развитие звуковой стороны речи
    ·  Развитие образной речи.
     
    Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

    Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержанием, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.

    При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.

    Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью, оно занимает одно из важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают словесные обозначения – это название предметов, материалов. Знакомя детей с окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и фруктах, о съедобных не съедобных грибах, транспортом, семьёй, свойствами материалов (металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараюсь пополнить словарный запас. Учу детей образовывать слова в роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например дерево: ствол – ветви – хвоя – листья – зеленое – пушистое – растет – стареет и т.д. или слово игла: нить – вышивать – острая – тупая – тонкая – металлическая – длинная – узор – одежда – платье – шить. На этих занятиях стремлюсь к тому, чтобы речь детей приобретала такие качества, как точность правильность, выразительность.

    Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки,  а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели...), «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу...), «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай), «Золотые ворота» - (тра- та та, тра-та-та открываем ворота..), «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли..)

    У детей в шесть-семь лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.

    Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание  детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа.

    Например игра «Светофор». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «загорится» красный свет. И машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре – зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: « О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю детей на новые высказывания.
     
    Активно использую дидактические игры.

    ·         «Потерялся поясок» – упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.

    ·         «Кто как двигается» -  расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

    ·         «У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.
     
    Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

    При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог ( спрашивать, отвечать, объяснять…), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача»,  «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать  вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.

    Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
     

    Категория: Обмен опытом | Добавил: vospitayel (08.01.2013)
    Просмотров: 4678 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024