«Развитие речи детей первой младшей группы в совместной деятельности по ручному художественному творчеству» воспитатель второй квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада №35 комбинированного вида Нефедова Оксана Станиславовна
Я работаю с детьми первой младшей группы. Начало третьего года жизни, это очень важное время, начало младшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенку хочется узнавать все больше новых слов. Дети 2-3 лет активно начинают развивать словарный запас.
Сухомлинский говорил: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Поэтому целью моей работы стало развитие художественно - творческих способностей детей посредством выполнения поделок из различных материалов. Это различные крупы (пшено, манная крупа, фасоль, гречневая группа, горох), макароны, бумага, вата, пластилин.
Например, мы в первой младшей группе с детьми прочитали сказку «Колобок» и я предложила детям сделать дорожку для колобка. Дорожку мы выполняли из пластилина и гороха. В этой совместной деятельности мы соединили несколько областей: чтение художественной литературы, сенсорику, развитие мелкой моторики и творчество.
К новогоднему празднику мы с детьми изготавливали волшебные елочные игрушки. Елочные игрушки мы украшали крупой. Это позволяет развивать мелкую моторику, воображение и творческое мышление.
Также с детьми можно выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков пластилина и прикрепления к фону. Эти работы увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Также такие работы способствуют лучшему развитию речи путем коммуникаций между детьми и воспитателем. Практически любой труд в младшем возрасте способен помочь ребенку научиться общаться с людьми, которые его окружают. В этом возрасте ребенку необходимо объяснять значение новых и незнакомых слов, поощрять употребление этих слов в речи. Поэтому во время занятий по художественному труду я с детьми проговариваю каждое действие и каждый элемент поделки много раз, что сильно помогает детям в освоении языка.
Вот, например работа «Осеннее дерево»: дети к силуэту дерева приклеивали оторванные и смятые кусочки бумаги. Я показывала картинки с разными осенними деревьями, образец поделки, которую мы будем делать. - Посмотрите ребята, какое красивое дерево. А теперь давайте посмотрим на наше дерево. Оно грустное. - Как Вы думаете, почему оно грустит? (ответы детей) - Посмотрите, у дерева есть ствол и веточки. А на веточках есть листья? (ответы детей) - Оно грустит, потому что у него нет листочков. Давайте этому деревцу сделаем листочки. - Какого цвета бумага у вас в руках? (желтая и красная) На что она похожа? (на осенние листики) Правильно. - Давайте эти листики приклеим на дерево. Дети сминаем бумагу в комочки, смотрите, как я делаю и повторяйте за мной. Дети сминают листочки. - Теперь дети мы будем приклеивать «листики» на дерево. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Еще в процессе индивидуальной работы я с детьми делала поделку из различных видов круп. Показываю образец поделки, которую мы будем делать. - Кто это? (ребенок отвечает и озвучивает). (Собачка). - Как говорит собачка? (Гав-гав) - Давай потрогаем собачку. - Посмотри, у тебя тоже есть картинка с собачкой. Давай твою собачку тоже украсим. - Смотри Андрюша, ты знаешь что это? (да или нет) - Это горох (или «Правильно это горох) - Потрогай, какой горох? (шершавый) - Давай покрутим горошину пальчиками. Какая она? Круглая. -Теперь посмотри на горошину. Какого она цвета? (желтая, зеленая) - Давай украсим лапки у собачки горошком. -Смотри Андрей, ты знаешь что это? (да или нет) - Это фасоль (или «Правильно это фасоль) - Потрогай, какая фасоль? (гладкая) - Попробуй покатать в ладошках, катается или нет? (нет) Это потому что она вытянутая, а не круглая. - Какого цвета фасоль? (коричневая и белая) - Давай Андрей из фасоли мы сделаем собачке хвостик и глазки. Собачка будет с пятнышками. Смотри, как здорово получается. Тебе нравится? - Смотри Андрюша, ты знаешь что это? (да или нет) - Это гречка (или «Правильно это гречка) - Потрогай, какая гречка? (остренькая) - Какого цвета гречка? (коричневая) - Туловище собачки мы сделаем из гречки. Смотри, какая красивая собачка у нас получилась.
Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные. Когда работа находилась на начальной стадии, я играла с ребятами в ассоциации. Например, «На что похоже?», «Прятки», «Угадай -ка?».
Мы с детьми решили сделать бусы для каждого ребенка. Показываю детям образец поделки, которую мы будем делать. - Дети посмотрите, какие красивые бусы. К нам в гости пришла кукла Даша. Ей понравились бусы, давайте сделаем ей в подарок красивые бусы. - Кто знает что это? (макароны) - Ребята потрогайте макароны. Скажите какие они мягкие или твердые? - Что надо сделать, чтобы наши макароны стали цветные? (раскрасить их) - Чем мы будем раскрашивать наши макароны? (красками) - Какие мы выберем цвета для наших бус? (красный, синий, желтый, зеленый, белый...)
Мы с детьми раскрашиваем макароны с помощью кисточек и гуаши. - Теперь дети пусть наши бусы подсохнут, чтобы нас не испачкать, до завтра. На следующий день мы с детьми возвращаемся к поделке. - Детки наши бусики высохли, давайте теперь мы будем надевать наши бусинки на ниточку.
Берем макаронину, какой это цвет? (красный) И надеваем ее на ниточку. Теперь берем другую, какой это цвет? (синий) И надеваем ее на ниточку, берем макаронину другого цвета, какого? (зеленую) И надеваем ее, берем следующую, какой это цвет? (желтую) И надеваем ее и т.д. Когда ниточка заполнена макаронами, мы завязываем бусы. - Смотрите, какие красивые бусы у нас получились.
Каждый ребенок сделал в подарок бусы. Одни бусы мы с детьми подарим кукле Даше, ей они очень понравились, она не снимала их весь день.
Роль художественного творчества трудно переоценить. Художественное творчество проявляет в ребенке любознательность, развивает воображение, радует ребенка, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к деятельности. У ребенка появляется желание делать что-то новое, красивое и интересное. Художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужим для него людям, отвлечься и успокоится. Это несомненно важно для детей 2-3 лет в период адаптации.
Одинцово 2013 год
|