Нетрадиционные формы ознакомления детей с природой. Воспитатель Тимофеева В.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение о/с Ns 35 г. Одинцово ноябрь 2001 г. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и их радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасается с природой. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя, - все это привлекает внимание детей, радующий их, дает богатую пищу для их развития. Приобретенной в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к неё, расширяет их знание, способствует формированию характера и интересов. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дают огромное наслаждение. В своей работе по ознакомлению детей с природой, помимо традиционных методов мы использовали и такие, которые наш взгляд кажутся нетрадиционными. Это комиксы, кроссворды, логические задачи, переводные картинки, проводили опыты. Приведу пример логической задачи:
По грибы Вова с мамой пошли в лес собирать грибы. - Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она живет у нас дома. -Нет, этого нельзя делать, -сказала мама. Почему она так ответила Вове? Вывод: мама не разрешила сыну поймать птичку, потому что знала: это был птенец который учился летать. Взрослая птица его мама- была рядом. Птичка вырастет в лесу и будет приносить пользу, уничтожая комаров - вредителей. А на новом месте, без привычной еды птенчик может погибнуть. Пример опыта «Вода не имеет формы» и принимает форму того сосуда, в которой она налита. Показывали это детям налив её в сосуды разной формы. Вспоминали с детьми, где и как разливаются лужи.
«Вода не имеет вкуса» - Добавили в воду песок сахарный, соль,сок, лимона.
«Вода не имеет запаха»
«Вода не имеет цвета»
Знакомство с переводными картинками, их красочные изображения помогают ребенку накопить определенный потенциал: впечатлений о растениях, животных, рыбах, птицах, деревьях, цветах, и о многом другом.
Использование переводных картинок 1. Коллекционирование переводных картинок по разделам • растительный мир - цветы, овощи, фрукты, кустарники; • животные - дикие, домашние; • птицы, рыбы; 2. 0формление книг - альбомов по выше указанной теме. 3. Изготовление пособий для занятий по ознакомлению с окружающим. Преследуемые задачи: • уметь находить среди переводных картинок объекты из одной группы.Систематезировать их по видовым признакам: рыбы, птицы и т.д. По подгрупповым: цветы, листья, ягоды, грибы, фрукты, овощи и т.д. • Давать словесные описания изображенных объектов по их характерным признакам: как отличительным, так и сходным. • Закреплять знание об изображенных объектах, умение соотносить изображенные объекты на переводных картинках по форме, цвету, строению с натурой. В своей работе использовали экологический букварь, в котором детям особенно нравились комиксы, загадки, разгадывание кроссвордов. А также такие задания, как дорисуй картинку, сравни картинки, «помоги мышке выбраться!» -лабиринт, «угадай кто это?» Загадки о цветах: 1. В лугах - сестрички, золотой глазок, белые реснички -ромашка. 2. Маленькая крошка сквозь землю прошла синюю шапочку нашла - незабудка. Отгадки предлагали детям нарисовать, что особенно увлекало их. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к Родине.
|