Конспект занятия «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками»
«В гости к белочке»
Воспитатель
Шлапак Елена Владимировна
Одинцово
декабрь 2011 г.
Программное содержание:
- Продолжать уточнять и расширять словарный запас детей.
- Вводить в активный словарь существительные, обозначающие названия деревьев, их плодов, прилагательные, глаголы.
- Учить употреблять предлоги (под, на, около, между).
- Упражнять в четком произношении звуков Ш и С
- Развивать слуховое восприятие, зрительное внимание, память. Развивать интонационную выразительность.
- Слушать взрослого, отвечать на вопросы, уметь слушать ответы другого ребенка, не перебивать говорящего.
- Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику.
- Развивать фантазию, воображение, используя природный материал.
Оборудование
Искусственные елочка, изображения деревьев (дуба, березы), корзиночки по количеству детей, «Чудесный бочонок», игрушка «белка».
Материалы
Природный материал: еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, поздороваемся с нашими гостями. Вот и пришла зима. Какой скоро наступит праздник?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Как готовятся к Новому году?
Дети: (примерные ответы детей) Украшают дом, наряжают ёлку и т. д.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в зимний лес за шишками, из которых мы сделаем украшение для новогодней ёлочки. Шишки будем собирать в эти корзиночки. (Раздать каждому ребёнку по корзиночке.)
Встаньте друг за другом и отправимся в путь.
(Дети следуют за воспитателем, змейкой проходят между расставленными на полу деревьями. Читаем рифмовку.)
Вместе весело шагаем,
Мимо дуба, мимо ёлки,
Около берёзки, около осинки.
И в руках мы держим
Плетёные корзинки.
(Дети останавливаются.)
Воспитатель: Вот мы и пришли на лесную полянку. Посмотрите вокруг. Какие деревья растут в нашем лесу?
Дети: Дуб, берёза, ёлки.
Воспитатель: Давайте поиграем. Поставьте свои корзинки под ёлкой.
Психогимнастика « Деревья»
Покружились, покружились и в деревья превратились.
Подул лёгкий ветерок, закачались деревья, зашумели ш – ш – ш .
Вот поднялся сильный, холодный, ледяной ветер и закачались деревья сильнее: ш- ш- ш.
( Дети поднимают руки вверх и, раскачиваясь, произносят ш- ш- ш. Тихо – громче – громко –тише – тихо. Ветер постепенно затихает.)
Покружились, покружились и в детишек превратились.
Дидактическое упражнение «Чей подарок»
Воспитатель: Ветер был такой сильный, он так раскачивал деревья, что теперь на земле оказалось много разных плодов: шишек, желудей, орехов. Подскажите мне, ребята, с каких деревьев они упали. Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете.
Шишки росли на… (ёлке или сосне)
Жёлуди росли на …(дубе)
Орех росли на … (орешнике)
Воспитатель: Какие вы молодцы! - Ребята, а кто живёт в лесу?
Дети: (примерные ответы детей) Медведь, заяц, белка, лиса….
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Шустрый рыженький зверёк –
По деревьям скок да скок!
Вот с гостинцами тарелка!
Погрызи орешков, …. ( Белка)
Чистоговорка
Воспитатель: Давайте позовём белочку:
Су –су – су, су – су – су белку видели в лесу.
(Произносим чистоговорку шёпотом, потом громче, а затем громко. Произносим с разной интонацией: спокойно, удивлённо, радостно.)
Появляется Белочка.
Белочка: Кто тут меня звал? Ах, это вы, ребята! Здравствуйте!
Воспитатель: Белочка, а почему ты такая грустная?
Белочка: Как же мне не грустить! Мои озорные бельчата перемешали все наши запасы на зиму, а я люблю, когда всё на своих местах.
Воспитатель: Ребята, поможем Белочке?
Дети: Да.
Игра «Чудесный бочонок»
Предложить ребёнку опустить руки в бочонок, который наполнен шишками, орехами и желудями, засыпанными пшеницей. В нем нащупать какой – нибудь предмет и описать его (1-2 слова). Затем – вытащить из бочонка то, что он взял, назвать и положить шишку к шишке, желудь к желудям и т.д…….
Белочка: Спасибо вам, ребята, за помощь! В благодарность я подарю вам часть моих запасов. ( Белочка раздаёт детям по две шишки: еловую и сосновую. Дети кладут их в свои корзиночки, благодарят Белочку, прощаются с ней.)
Воспитатель: А теперь, ребята, пора возвращаться обратно в детский сад.
(Дети цепочкой идут к своим местам, ставят корзиночки на стол перед собой.)
Пальчиковая гимнастика (самомассаж с использованием шишки)
Воспитатель: Дети, возьмите из корзиночки еловую шишку, повторяйте за мной:
Шишку я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Отпускаю, зажимаю
И ладошками катаю.
( Повторить 2 раза.)
Воспитатель: Положите, пожалуйста, еловые шишки в корзинки, а теперь из корзинок достаньте сосновые шишки. Давайте из них сделаем игрушки для украшения новогодней ёлочки. Нам понадобится шишка сосны и пластилин.
( Обратить внимание детей на готовые образцы игрушек.)
- Нужно взять пластилин разных цветов, отщипнуть маленькие кусочки, скатать шарики, а затем прикрепить их к шишке.
( Дети выполняют работу)
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Какие нарядные ёлочные украшения у вас получились! Давайте украсим ими нашу ёлочку. Теперь ёлочка готова к встрече Нового года!
|