Конспект тематического открытого занятия ТЕМА: «В гостях у Морской Царицы». Воспитатели подготовительной группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида "Незабудочка" Тимофеева В.В. Черняк Т.В Программное содержание - Закреплять первоначальные представления о морях и океанах.
- Формировать знания об обитателях морского дна.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.
Предварительная работа - Беседы на темы: «Океаны», «Живые организмы Мирового Океана».
- Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».
- Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»
- Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».
Оборудование
Выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин, музыкальное сопровождение.
Материал
Раскрашенные деревянные фоторамки, ракушки разной величины и формы, морская галька, клей.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами путешественники. Давайте рассмотрим глобус и карту. Что такое глобус?
Дети: Это наша планета, только в уменьшенном размере. Воспитатель: А это что такое? Дети: Карта – наша земля в развернутом виде. Воспитатель: Обратите внимание, какую часть на глобусе и карте занимает вода? Дети: Больше половины. Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить? Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения … Воспитатель: Какие вы знаете водоемы? Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи. Воспитатель: Какие из них самые большие? Дети: Океаны. Воспитатель: Какие океаны вы знаете? Дети: Тихий, Серный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный. Воспитатель: А вы знаете, почему им дали такие имена? Дети: Когда мореплаватель Магеллан проплывал по Тихому океану, 90 дней погода была спокойной и он решил назвать океан Тихим, но позже он убедился, что океан очень бурный и самый непредсказуемый. Воспитатель: Атлантический почему так назван? Дети: В честь Атланта – одного из самых сильных героев греческой мифологии. Воспитатель: Какой океан самый теплый? Дети: Индийский, а назвали его так, потому что он омывает берега Индии, которая в древни времена считалась самой загадочной и диковинной страной, в которой всегда тепло. Воспитатель: Какой океан самый маленький. Дети: Северный Ледовитый и назвали его так, потому что он находится рядом с Северным полюсом и большую часть года этот океан дремлет, укрываясь толстым одеялом мощных плавучих льдов. Воспитатель: А ещё какой океан мы не назвали? Дети: Южный – его назвали так, потому что он находится рядом с Южным полюсом. Воспитатель: Океаны вы назвали, а какие моря вы знаете? Дети: Красное, Черное, Желтое… Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи? Дети: Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая. Воспитатель: Давайте представим, что мы на море… И вот перед нами море Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения А в море высокая ходит волна И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения Качает вода соленая Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения Скачут весело дельфины Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед На волнах качаются Солнцу улыбаются Руки вверх Воспитатель: Вы хотите узнать, какие богатства есть на дне морском? Мы с вами отправимся в сказочное подводное царство. (Дети переходят в другое помещение, где их встречает Морская Царица) Морская Царица: Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Морская Царица: Я царица не простая, Я – Владычица морская! Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство? Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушек и ракушек. Морская Царица: А для чего вам они понадобились? Дети: Скоро будет праздник День Матери и мы хотим сделать для мам подарки. Морская Царица: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные. Охраняю я просторы Океанов и морей. Ну, а если вы ребята Отгадаете загадки И решите все задачи Непременно одарю вас Я богатствами морей. Вот мои загадки: - Кругом вода, а с питьем беда (море)
- По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт и пропадёт (волна)
- Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку, За коралловый пенёк Хочет сесть в воде конек, Но не получается – Все в воде качается? (морской конек)
Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности Морская Царица: Какой петушок не умеет кукарекать? Дети: Морской. Морская Царица: Почему его так назвали и что он делает? Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает а стрекочет как кузнечик. Морская Царица: У кого ноги растут из головы? Дети: У осьминога, у него 8 ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов Морская Царица: По воде плывет лепешка Ну и страшная рыбёшка Изменяет цвет она Да ведь это -…? Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать пятнистой или в клеточку. Морская Царица: Да, молодцы с загадками вы справились. А сейчас другое задание – угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем вы знаете? (показывает силуэт морской звезды) Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветы. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают её своими лучами, приоткроют створки моллюска и выедят его. Морская Царица: А это кто? (показывает силуэт акулы) Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – её называют «рыба – людоед». Морская Царица показывает силуэт кита Дети: Это кит. Киты – млекопитающее, своих детенышей они вскармливают молоко. Кит самое крупное животное на земле. Кит во много раз крупнее самого большого слона. Морская Царица: Да в 25 раз крупнее чем африканский слон. (показывает силуэт ската) Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда. Морская Царица: А еще каких морских обитателей вы знаете? (Показывает иллюстрации, дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, рыба-собачка, кальмар, морская черепаха, рыба-фугу (самая ядовитая), морской огурец, угорь, рыба-еж и т.д.) Морская Царица приглашает детей подойти к макету морского дна и предлагает рассмотреть его. Морская Царица: Назовите обитателей дна морского.
Дети на макете показывают и называют Дети: Ракушки, губки, актинии, кораллы, морские звезды
Морская Царица: Что ещё есть на дне морском? Дети: Камни, песок Морская Царица: А как называются эти камни (галька). А каких камней не бывает на дне морском? (сухих). Посмотрите, какие чудесные вещи создали мастера из даров моря (Дети рассматривают выставку изделий из ракушек)
Морская Царица: Я приготовила для ваших поделок дары моря. Волны, волны расступитесь Дети в мастерской очутитесь.
Давайте все вместе произнесем эти слова (дети повторяют слова вместе с Морской Царицей) Проходите к своим местам, дары моря уже ждут вас. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Рыбки пляшут в синем море, Хорошо им на просторе Вытянуть ладошки и качать запястьями влево – вправо
Пальчиковая гимнастика «Краб» Краб ползёт по дну, Выставив свою клешню Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Дети приступают к работе. Во время работы звучит негромкая музыка (Равель «Лодка в океане») , дети вспоминают пословицы о труде.
По окончании работы дети показывают свои фоторамки и рассказывают, какую бы фотографию они хотели бы поместить.
|