Понедельник, 16.12.2019, 00:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Обмен опытом [13]
Конспекты [18]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кароке для детей
 

Культурное наследи
 

Полезные ссылки
  • МБДОУ детский сад №79 комбинированного вида
  • Министерство образования Московской области
  • Портал образования Одинцовского района
  • Добродел. Портал правительства Московской области
  • Российское образование
  • Методические разработки. Сайт для работников дошкольного образования
  • Дет-Сад (методики, наглядный материал)
  • Портал для родителей
  • Издательский дом "Первое сентября"
  • Педагогическая библиотека
  • Журнал "Дошкольное образование"
  • Детский портал "Солнышко"
  • МААМ. Международный образовательный портал
  • Друзья сайта
  • Одинцовский детский сад № 79 "Татьянка"
  • Караоке. Пойте вместе с детьми.
  • Музыкальный сад
  • Дизайн и графика. Оформление детского сада, всё для детского сада, родительский уголок, папки передвижки и многое другое.
  • САЙТ "ПОЭЗИЯ ТЕРЕНТIЯ ТРАВНIКА"
  • Культурное наследие России"

  • Главная » Статьи » Методическая копилка » Конспекты

    Художественное конструирование из бумаги
    Художественное конструирование из бумаги   
     
    «Художественное конструирование из бумаги, как средство самоутверждения ребёнка в своих возможностях» 

    Воспитатель Тимофеева В.В.
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с № 35
    Редакция Шлапак Е.В.

     
    ПЛАН
    1. Значение трудовой деятельности в воспитании детей.
    2. Ручной труд, как средство всестороннего развития ребёнка.
    3. История производства бумаги и её виды.
    4. Получение образа путём сминания бумаги.
    5. Композиция из полосок бумаги.
    6. Бумажная пластика в развитии творческих способностях и фантазии ребёнка.
    7. Формирование положительного отношения к труду через работу с бумагой.

    «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
    В.А.Сухомлинский

    Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии, приобщение ребёнка к трудовой деятельности складывалось веками.
    Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы.
    Высокий художественный уровень творческого освоения вех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
    Для того, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы от стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка обязательно должен быть направлен на изготовление реального,
    ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно дня его развития. Получение результата становится для ребенка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.
    Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.
    Бумага получила свое название от водяного растения -папируса, из которого еще в древнем Египте делали листы, используемые для письма. Сердцевину папируса резали на тонкие пластинки, терли их гладким инструментом, одновременно смачивали водой, отбивали молотками, клали под гнет, а потом сушили на солнце. Полученные листочки склеивали и сматывали в свитки. Процесс изготовления бумаги, используемой в наши дни, был перенят у китайцев, которые долгое время являлись единственными ее производителями. Из перемолотых растений - хлопка, бамбука, конопли соломы - варили густую массу, добавляя в нее различные клейкие смолы, затем её прессовали и получали листы бумаги. Из Китая искусство изготовления бумаги было перенесено в Японию и другие страны.
    Сегодня бумагу производят из целлюлозы, получаемой из древесины лиственных и хвойных деревьев, а также из однолетних растений. Исходную массу дробят, перемалывают, чистят, моют, варят, отбеливают, прессуют, сушат и наконец сматывают в рулоны. Все эти процессы выполняют самые современные машины.
    Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать.
    Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали ее в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Постепенно я включалась в игру и предлагала им смять бумагу в шарики и разложить в конфетницы. Настя говорит: «Я сейчас угощу свою куклу конфетами».
    Детям среднего возраста я советовала сминать бумагу, создавать определенные предметы. Из тонкой цветной папиросной бумаги мы делали цветы и собирали их в яркий букет. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.
    В старшей группе путем сминания бумаги создавали определенные формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.
    В подготовительной группе применяли фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, делали разнообразных животных. Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги).
    Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Эти поделки я делала с детьми в старшей и подготовительной группах. Сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было предела. У детей получались колечки, треугольники, сердечки, змейки. Я старалась лишь косвенно помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы украшали его полосками бумаги. И вот у нас уже скачут кони, ослики, зайчики, и дети с удовольствием играют со своими поделками. Ценность этих работ заключается в их оригинальности и функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих играх, при украшении помещения.
    Изготовление поделок сгибанием бумаги - самый распространенный способ. Он пришел к нам из Японии и называется «оригами» (ори - сгибание, гами - бумага), но я не заостряю внимание на этих словах, мы называем просто -бумажная пластика.
    Эту работу начала со средней группы. Учила детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки.
    В следующий раз такой же сложенный лист у нас превращался в автобус, приклеив окна и колеса. В дальнейшем, закрепляя умение складывать лист бумаги пополам, мы сделали дома, грузовики. И вот у нас появился целый бумажный город, с разным транспортом. Женя и Руслан катят свои автобусы по улицам города и объявляют остановки: «Детский мир», «Станция», «Больница». Они увлеченно играют со своими поделками.
    Следующий этап - выполнение поделок из квадратов. Учу детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх -получился цветок и вот у нас уже запестрел коврик разноцветными тюльпанами. Дети любуются разноцветьем, а Василиса восхищенно говорит: «Как у бабушки на даче!». В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке. Катя видит собачку, а Алеша - поросёнка.
    Когда мы отогнули нижнюю полоску до середины, дети сразу сказали, что это лодочка. Так у нас поплыли лодочки по морям, по волнам. Конечно, не у всех детей в средней группе получается четко совместить углы, стороны, но эта работа продолжается в старшей и подготовительной группе. Задачи в этих группах усложняется. Сгибание в определенной последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием, для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных. Выделяя в поделках определенные части:
    например ноги у слона, уши у зайца, хвост у рыб, - позволяет конкретизировать их образы. Несмотря на условный, обобщенный характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребенка и желание самому научиться создавать подобные изображения.
    Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала определенные условия. В уголке по ручному труду находятся в достаточном
    количестве квадраты разного размера и цвета; обрезки цветной бумаги, таблицы, схемы по изготовлению тех поделок, которые дети уже научились делать и новые, чтобы они могли самостоятельно попытаться, глядя на схему, сделать ту или иную поделку. Здесь же есть образцы различной бумаги, чтобы дети могли убедиться, в чем отличие и сходство бумаги.
    Обучение детей созданию поделок из квадрата начала с изображения рыб. Учила детей делить квадрат на 4 части так, чтобы боковые стороны его оказались согнутыми вовнутрь. По боковым линиям хвостовой части делали сквозные надрезы и по намеченным контурам с одной стороны производили складывание выступающей фигуры пополам по горизонтали, выделяя форму тела рыбы. С другой стороны, выступающие детали сгибали пополам, а потом отгибали плавники. Для украшения используем образки цветной бумаги, фольгу. Дети дополняют изображение глазами, жабрами, чешуей, хвостом. И вот перед нами множество разнообразных рыбок. Дети с восхищением смотрят на них; а Кирилл говорит: «А давайте сделаем аквариум и запустим наших рыбок». Так у нас появился «аквариум» с золотыми рыбками. Дети дали названия своим рыбкам: Вера назвала -вуалехвост, Даша - телескоп, а Миша - меченосец. Мы отметили, что делали все одинаковых рыбок, а в результате украшения все рыбки получились разными.
    В дальнейшем мы учились делать птиц: домашних (голубь, петух); водоплавающих (утка, лебедь) и экзотических (попугай). Причем дети подготовительной группы умели на глаз определять расстояние отдельных асиментричных частей(Вика, Андрей, Паша, Саша). Отгибание отдельных деталей от целого - хорошо получалось у Кати, Светы, Ксюши, Олега. Для придания изделиям черт индивидуальности, выразительности предлагала детям самостоятельно из обрезков цветной бумаги украсить птиц, этим стимулируя детей на творческую направленность. Птицы приобретали свою индивидуальность. У Алеши, Миши, Кати получились птицы, а Люда и Катя выбрали однотипную бумагу.
    Образы животных приемами бумажной пластики позволили нам отобразить наиболее обобщенные их признаки. Так кролика, дети, прежде всего, узнают по длинным ушам. Условность изображения конкретизировали наклеиванием глаз и отогнув в сторону ухо. У нас получился целый зоопарк, в котором поселились и слоны, и жирафы, и белки и в каждом угадывалась своя индивидуальность.
    С детьми подготовительной группы мы делали поделки из фольги и из фантиков по принципу бумажной пластики. Фантик у нас получил вторую жизнь. Дети сделали: деревья, ёлочки (Саша, Соня, Андрей, Люда); бабочек, мотыльков (Катя, Миша, Оля); цветы, травку, облака (Вадик, Света, Маша), и у нас получилось фантастическая картина сладкоежек «Лесная поляна».
    Работа с бумагой формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе стараюсь подбирать посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

    ЛИТЕРАТУРА
    «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, «Просвещение» 1987г.
    «Художественный труд в детском саду» Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, Москва, «Просвещение», 1989г.
    «Волшебные ножницы» И. Алексеевская, «Лист», Москва, 1987 г.
    Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1987г.
    «Оригами», «Конструирование из бумаги», Москва, «Росмэн». 
    Категория: Конспекты | Добавил: vospitayel (08.01.2013)
    Просмотров: 14328 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Все смайлы
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2019