Конспект открытого занятия по ручному художественному творчеству детей Использование схематических изображений в развитии логического мышления детей дошкольного возраста «Бумажная пластика».
Воспитатели подготовительной группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида "Незабудочка" Тимофеева В.В. Черняк Т.В.
Редакция: ст. воспитатель Шлапак Е.В.
Программное содержание
Закрепить умение ребенка выделять элементы ритмического рисунка ударением. Учить детей составлять сложно-сочиненные предложения по схеме. Уточнить знания детей об истории получения бумаги, о ее свойствах, видах и признаках, действий с ней. Развивать творческие способности, логическую память, используя чертежные схемы при изготовлении поделок из бумаги. Воспитывать самостоятельность, желание трудится для общего дела, благожелательно относиться к работе товарища, работать согласовано. Формировать эстетические чувства.
Предварительная работа.
Чтение рассказа А.Баркова и Р.Сурьяниенова «Откуда пришла книга», «Всё обо всём» (популярная энциклопедия для детей). Знакомство с разными видами бумаги. Изготовление из бумаги различных поделок: Знакомство с чертежами-схемами на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Оборудование.
Чертежи-схемы, рисунки-схемы, схемы – последовательность изготовления поделки. Схема составления сложносочиненного предложения. Ритмический рисунок. Бумага разных размеров: цветная, картон, глянцевая фотобумага, калька, типографская бумага, наждачная бумага.
Материал:
- листы цветного картона А4;
- пооперационные схемы на каждого ребенка;
- квадраты цветной бумаги 10х10 и 12х12 см;
- клеящий карандаш; бумажные салфетки;
- фломастеры.
Воспитатель ведет детей в комнату творчества. На пути им встречается Бабушка-Загадушка; она преграждает дорогу и говорит: Куда вы идете? Дети: Мы идём в комнату творчества. Бабуша-Загадушка: Чтобы туда попасть, вам придется выполнить мои задания, Вы согласны? Дети: Да! Бабуша-Загадушка: В древние времена, когда люди не умели писать, они составляли письма в виде разных рисунков, схем. Вот и вы сегодня будете разгадывать не обычные загадки, а схемы-рисунки. Вы готовы к такому испытанию? Дети: Да! Бабуша-Загадушка: Вот вам первая загадка (Показывает схему с восклицательными знаками разного размера – ритмический рисунок). Дети выполняют упражнение, выделяя силой удара необходимый элемент.
Бабуша-Загадушка: Молодцы, справились! А вот еще схема. Дети (придумывают сложносочиненные предложения по схеме) Ёлка зелёная, а берёза желтая. Ёлка хвойное дерево, а берёза лиственное. На ёлке шишки растут, а на берёзе серёжки. Бабуша-Загадушка: Молодцы, и с этим справились на отлично! Попробуйте догадаться о чем я говорю: она бывает тонкой и толстой, белой и цветной, гладкой и шероховатой, из нее складывают фигурки. (Бумага!)А вы знаете, когда и где впервые появилась бумага? Дети: В Китае, в 5 веке. Бабуша-Загадушка: Правильно, это было очень давно. А из чего делали сначала бумагу? Дети: Из тряпья, из папируса. Бабуша-Загадушка: Молодцы! Вы правильно рассказали, откуда происходит бумага. Ну, вот вам еще одна загадка. (Показывает схему-рисунок «Как делают бумагу»). Дети составляют небольшой рассказ по схеме-рисунку.
Бабуша-Загадушка: Из чего сделана бумага, вы хорошо знаете, а теперь скажите мне, а какая бывает бумага?
Дети: Копировальная, оберточная, папиросная, санитарно-гигиеническая, типографская, чертежная, рисовальная. Бабуша-Загадушка: Правильно, а какая бывает бумага на ощупь? Дети: Гладкая, шероховатая, тонкая, толстая. Бабуша-Загадушка: А теперь закройте глаза и послушайте, что я буду делать с бумагой (мнёт, рвёт, …) Дети отгадывают. Бабуша-Загадушка: Правильно. А что еще можно делать с бумагой? Дети: Сложить, свернуть, бросить, поднять, закрутить, разрезать, приклеить… Бабуша-Загадушка: Как вы думаете, что будет с бумагой, если ее намочить? Какая бумага размокнет быстрее: салфетка, картон или альбомный лист? Давайте попробуем намочить бумагу и понаблюдать за ней. (Опускает в таз с водой салфетку, картон и альбомный лист.)Что вы видите? Какая бумага размокла быстрее? Дети: Салфетка. Бабуша-Загадушка: Молодцы! Справились со всеми заданиями! Теперь можете пройти в комнату творчества. Воспитатель: Давайте расскажем Бабушке-Загадушке, что мы умеем делать из бумаги. Дети, как получается из прямоугольного листа квадрат?
Дети: Надо короткую сторону положить на длинную и лишнее отрезать. Воспитатель: Правильно, а теперь расскажите, что это за линии на схеме. Дети: Это диагональ, если сложить лист по диагонали, то получится 2 треугольника, а если пополам, то 2 прямоугольника. Воспитатель: А теперь давайте разогреем пальчики. Солнышко встало. - Эй, братец Федя, Разбуди соседей! Вставай Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! Все потянулись И проснулись. Воспитатель: А теперь подходите к своим рабочим местам, будем делать поделки из бумаги.
В процессе работы воспитатель и Бабушка-Загадушка подходят к детям и спрашивают, что они делают.
Дети: Я делаю лису (базовая форма – воздушный змей). Я делаю 2-х трубный пароход (базовая форма – блин). Я делаю лягушку (базовая форма – двойной треугольник). Дети выполняют работу попарно. По окончании работы рассказывают, как назвали свою картину.
Бабуша-Загадушка: (хвалит детей за их работу и угощает детей петушками): Хорошо потрудились, за это я вас угощаю своими изделиями. Молодцы! Вот вам дети леденцы!
ЛИТЕРАТУРА: 1.Игрушки из бумаги, С.Афонькин, Е.Афонькина, Литера, С-Пб. 2003г.
2.Оригами и развитие ребенка, Т.Тарабарина, Академия развития, Ярославль, 1996 г. 3.Праздник своими руками, Ю.Б.Гомозова, Академия развития, Ярославль, 2001 г. 4.Секреты оригами, Т.Б.Сержантова, ОЛМА-ПРЕСС, Москва, 2001 г. 5.«Поделки в стиле оригами», Ребенок в детском саду, №1, 2004г., стр. 12. 6.Энциклопедия рукоделия «Оригами – игрушки из бумаги», С.Соколова, «ВАЛЕРИ СПД», СПБ, 2000г. 7. «Ручное творчество» Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова, учебник для 1-го класса, ООО «Издательский дом «Федоров», Самара, 1999г.
|