Основания для беспокойства
|
Вы, конечно, знаете, что
ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он
учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова,
строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к
сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с
особенностями развития. В этом случае поможет логопед - специалист,
исправляющий нарушения речи.
При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из
кинофильма "По семейным обстоятельствам". Все это смешно, пока проблема
нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка. Что же делать тогда?
Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления
привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается
коррекции. От Вас потребуется много усилий: надо выполнять различные
упражнения, задания, следить за произношением ребенка.
0 - 6 месяцев
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону
взрослого; отмечается недостаточная интонационная выразительность крика,
отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие
подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление,
отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи
окружающих.
7 - 10 месяцев
Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета),
носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд,
отсутствие простых подражательных игровых действий.
10 - 12 месяцев
Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
1 - 2 года
Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым
для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном речевом
развитии, но не дольше полугода после появления первых трех-пяти слов).
При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова
вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова
(например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб).
2 -3 года
Ребенок называет предметы только в конкретных ситуациях, как
правило, после образца взрослого. Использует в общении только жесты,
движения, требовательные возгласы. Ребенок не строит из накопленных слов
предложений, пользуется отдельными словами, не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо
искажено, например: "Аня хочет нет" - Я не хочу.
Прибавляет к основе слова гласный звук после согласного, например:
мальчик - "матика", кот - "котика", мяч - "мяса". Не говорит о себе в
первом лице (не пользуется местоимением "Я").
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.
4 - 7 лет
У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется
сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему
признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья...; затрудняется заменить
слово синонимом: собака - пес, смотреть - глядеть ...; подобрать к
слову антоним: сахар - соль, холодный - горячий, улыбаться -
хмуриться... Ребенок не активен в речевом общении. Не может связно
рассказать о происходящих событиях.
После 5 лет неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
|
|