Конспект тематического занятия по ручному для детей старшего дошкольного возраста
ТЕМА: Волшебная ниточка
Одинцово 2012 г.
Воспитатель Шлапак Е.В.
Программное содержание
1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
2. Закрепить технику владения иголкой, крючком и челноком.
3. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток.
4. Обогащать лексику признаками и действиями.
5. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение.
6. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.
Предварительная работа:
1. Чтение: «Соловей и хлопковый куст» (по мотивам индийской сказки); «Три пряхи» сказка Братьев Гримм; «Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский; «Китайская царица Силинчи» Л.Толстой.
2. Игра «Ателье» (закрепление знаний о тканях и изделий из них).
3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
4. Заучивание пословиц.
Оборудование:
Коллекция промышленных образцов тканей и ниток; иголки, крючки, рамки для ткачества, нитки, образцы вязанных, тканных и вышитых изделий.
Воспитатель: Дети, мы сегодня пойдем в гости к Бабушке-Рукодельнице.
Воспитатель вместе с детьми идет в изостудию, где их встречает Бабушка-Рукодельница.
Бабушка-Рукодельница: Здравствуйте, дети, заходите ко мне в гости. Я - Бабушка-Рукодельница.
Дети: Здравствуйте!
Бабушка-Рукодельница: Дети, вы пришли ко мне в гости, а гостям я всегда рада. Хотите я вам покажу, какие у меня есть интересные вещи. Ведь я умею и шить, и вязать, и ткать и вышивать (показывает свои изделия: вышивку, вязанные вещи, сотканные коврики). Рукоделием люди занимаются с древних времен и свое жилище раньше украшали вещами, сделанными своими руками. Вот посмотрите: сотканный коврик, вязанные вещи, вышитый подзор (показывает, что есть в русской избе). Послушайте, я вам загадаю загадку:
Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают.
Дети: Нитки.
Бабушка-Рукодельница: Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Дети, расскажите Бабушке-Рукодельнице из чего можно сделать нитки.
Воспитатель показывает наглядное пособие – коллекцию промышленных образцов тканей и ниток.
Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
Воспитатель: Правильно. Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?
Дети: Из древесины – ацетатные или искусственный шелк, из нефти – капроновые.
Воспитатель: Да, так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
Дети: Из хлопка – хлопковые нитки, изо льна – льняные.
Воспитатель: Правильно. Это нитки растительного происхождения. А сейчас давайте вспомним, как раньше играли дети, чтобы запомнить, что дано делать со льном, что бы получить льняные нитки.
Упражнение для координации речи с движениями.
Уж я сеяла, сеяла ленок
Я полола, полола ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я стлала, стлала ленок.
Я мочила, я мочила ленок,
Я сушила, я сушила ленок.
Уж я мяла, уж я мяла ленок
Я трепала, я трепала ленок
Я чесала, я чесала ленок,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я ткала, я ткала ленок.
Воспитатель: Вот Бабушка-Рукодельница, что знают наши дети о происхождении ниток.
Бабушка-Рукодельница: Молодцы, а вы знаете, для чего нужны нитки и что ими можно делать?
Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
Бабушка-Рукодельница: Значит нитки бываю какие?
Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные. Ирис, мулине, пряжа, катушечные, ковровые…
Бабушка-Рукодельница: Молодцы! А что это у вас на столах разложено?
Дети: Это наши поделки. Это вышивка называется изонить.
Бабушка-Рукодельница: А почему с одной стороны нитки короткие, а с другой длинные?
Дети: Та сторона, где нитки короткие называется изнаночная, а где длинные – лицевая.
Бабушка-Рукодельница: А это как называется?
Дети: Рамка для ткачества.
Бабушка-Рукодельница: Что это за узелки, линейки, расчёски?
Дети: Это не узелки, а ремиски; линейка – челночок, а расчёска нужна для того, чтобы уплотнять нитки.
Бабушка-Рукодельница: А как называются эти нитки? (показывает на основу)
Дети: Основа.
Бабушка-Рукодельница: А в челноке?
Дети: Уток.
Бабушка-Рукодельница: Молодцы! Ответили правильно. А это что за палочка металлическая?
Дети: Это не палочка – это крючок для вязания.
Бабушка-Рукодельница: Знаете ли вы, что раньше вязанием занимались только мужчины. В 1946 году Американский конкурс по вязанию выиграл мужчина и получил приз «Золотой крючок».
Вы знаете, какие бывают крючки?
Дети: Пластмассовые, металлические, костяные, деревянные.
Бабушка-Рукодельница: Молодцы! А что вы умеете делать?
Воспитатель: Бабушка-Рукодельница, мы тебе сейчас покажем, но сначала мы разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик»:
То крючок, то петелька.
Вяжем шарфик Петеньке.
(Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)
Воспитатель: Пальчики разогрели и садимся за работу (дети садятся на рабочие места).
Во время работы дети проговаривают пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Рядись, не стыдись, а работать не ленись.
Умелые руки не знают руки.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.
На бога надейся, а сам не плошай.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
Терпенье и труд – всё перетрут.
По мере окончания работы, дети показывают гостям и Бабушке-Рукодельнице свои поделки и объясняют свой замысел.
Бабушка-Рукодельница: Дети, молодцы! Как хорошо выполнили свою работу. Но с ниткой можно не только работать, но и играть. (Показывает игру «Плетение». Дарит детям разноцветные нитки и говорит: «В эту игру вы можете играть в группе, дома с родителями, друзьями.»).
Использованная литература:
1. Техника изонити, Н.Н. Гусарова, «Детство-Пресс», С.-Пб. 2000.
2. Технология ручного ткачества Н.В. Андреева, АСТ, Москва 2005.
3. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких А.Б. Гончар, Е.Н. Лебедева, К.Г. Боленко, «Лайда», Москва 1993.
|