Конспект открытого занятия по ручному труду в подготовительной группе
«Кукла из глубины веков»
Воспитатели подготовительной группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида "Незабудочка" Тимофеева В.В. Черняк Т.В. Редакция ст. воспитатель Шлапак Е.В.
Одинцово
Программное содержание 1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
2. Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов. 3. Закреплять умение скатывать ткань, умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания. 4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки. 5. Совершенствовать мелкую моторику. 6. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде. 7. Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка. 8. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. Предварительная работа:
1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег», «Лекарственные растения».
2. Чтение книги И.Рюминой «Куклы наших бабушек». 3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток». 4. Заучивание пословиц и поговорок о труде. Оборудование:
1. Нитки шерстяные, разноцветные, хлопковые. 2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75. 3. Цветные лоскутки для украшения изделий. 4. Ножницы.
Воспитатель: Дети, я получила письмо, послушайте (читает письмо): «Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете историю кукол и учитесь делать их своими руками. Приглашаю Вас в гости – посетить мою выставку кукол». А кто нас приглашает – это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает? Дети: Хотим!!!!. Воспитатель: Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол. Дети с воспитателем идут в изостудию. В дверях их встречает Кукла-живая рука.
Кукла - живая рука: Дети, вы хотите узнать, кто я такая?
Дети: Да!!! Кукла - живая рука: Я – Кукла - живая рука. Я умею здороваться, хороших детей я могу пожалеть, непослушных – поругать. А еще могу я станцевать! (под музыку выполняет движения, дети за ней повторяют) Кукла - живая рука: А теперь приглашаю вас посетить мою выставку кукол. Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы. (Показывает куклу из соломы ) Какая это кукла? Дети: Соломенная, потому что сделана из соломы. Кукла - живая рука: А эта из чего? Дети: Из дерева – она деревянная. Кукла - живая рука: Какие еще бывают куклы? Дети: Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные. Кукла - живая рука: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные, посмотрите, какие куклы сделали своими руками воспитателей и родителей! Все эти куклы современные, а вы, я слышала, изучали историю возникновения кукол, и даже сами учились их делать. Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси? Дети: (показывают куклу из золы) • Самые первые куклы делались из золы. • Брали золу из очага и смешивали ее с водой. • Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку. • Такую куклу называли Баба – женское божество. • Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушке к внучке. Кукла - живая рука: А что такое ОБЕРЕГ?
Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом. Кукла - живая рука: А из чего еще делали кукол в Древней Руси? Дети: Из дерева, но такими куклами тоже не играли. Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на войну или в дальнюю дорогу. Она охраняла его и напоминала о доме. Кукла - живая рука: А вы знаете, еще женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал. Кукла - живая рука: Дети, а что вы знаете про куклу – стригушку? Дети: Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребенку было чем играть. Кукла - живая рука: А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу? Дети: Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту… Воспитатель: на Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем. (хлопки в ладоши) Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку) Семь сыновей. (показать семь пальцев) Все без бровей, (очертить брови пальцами) Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками) Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы) Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы) Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду) Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку») На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами) И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение). Кукла - живая рука: Как много вы знаете об истории изготовления кукол, а показать как делают самые простые куклы – обереги вы можете?
Воспитатель: Дети, давайте вспомним из чего мы с вами делали кукол.
Дети: из шерстяных ниток, из ниток ириса, из ткани…
Воспитатель: А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать. Но сначала разогреем наши пальчики.
(шагают по столу средний и указательный пальчики) И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики) До чего ж она устала - (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики) Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Дети садятся на места. Во время работы проговаривают пословицы о труде. По окончании работы дети рассказывают о своих куклах. Кукла – живая рука их хвалит, дарит бумажных кукол и говорит: «Костюмы для этих кукол вы придумаете сами».
|